Наука о зеленом чае
Пожалуй, о целебных свойствах напитка, приготовленного из растения Camellia sinensis, знают все. Чай, в особенности зеленый, укрепляет сосуды и останавливает кровотечения благодаря витамину P, витамины группы B улучш?ают общее самочувствие, кофеин помогает нам просыпаться по утрам, теофиллин – согреться в холод, а в жару повысить тонус, теобромин стимулирует работу почек. Но только в последние годы специалисты начали приближаться к разгадке других свойств чая, способствующих продлению жизни, общему оздоровлению и омоложению организма.
В одном полномасштабном исследовании, проведенном в 1999 году на более чем 8 тысячах человек группой ученых из Центра исследования рака префектуры Сайтама, Япония, было показано, что ежедневное употребление зеленого чая в количестве 10 маленьких японских чашек (около 50 мл), значительно снижало риск онкологических заболеваний в течение жизни у здоровых людей, а употребление более пяти чашек больными раком молочной железы уменьшало частоту рецидивов болезни и увеличивало промежутки времени между ними.
В другом аналогичном исследовании, опубликованном в 2007 году в журнале Carcinogenesis, ученые из Австралийского национального университета смогли показать на более чем тысяче пациенток с раком молочной железы, что если употреблять зеленый чай с частотой примерно 600-700 чашек в год (то есть около 2 чашек в день), то риск развития заболевания уменьшается на 50%.
Как же воздействует зеленый чай на раковые клетки?
Первая научная работа, показавшая, что экстракт из обычного зеленого чая индуцирует гибель раковых клеток и блокирует их деление, была опубликована в 1997 году группой американских исследователей во главе с Хасаном Мухтаром (Hasan Mukhtar). Как выяснилось, противораковым действием чай обязан особым полифенолам – катехининам, одним из самых мощных природных антиоксидантов.
Больше научных подробностейЦитируется по статье «Гены, которые мы меняем» Олега Сенькова.
Опубликовано в журнале «В мире науки» за ноябрь 2008 года