Курс "Изящество звука" Школы японских изяществ

Музыкальный  инструмент в японской гравюре: истории и легенды.
Рассказ-концерт с демонстрацией японских гравюр и исполнением музыкальных пьес.

Японская гравюра укиё-э представляет собой не только замечательный художественный феномен, но и интереснейшую рисованную «энциклопедию японской жизни» XVIII-XIX веков, своеобразное зеркало, в котором отразились нравы и быт жителей японских городов, деревень, монастырей, их развлечения, их мировоззрение и литературные пристрастия, интерьеры их жилищ и их костюмы, окружающая их природа, а также их музыкальные вкусы и предпочтения. Музыка была настолько глубоко интегрирована во все сферы жизни японского общества, что это не могло не найти воплощения в многоцветном калейдоскопе японской гравюры. Многочисленные подтверждения этому можно найти в гравюрах самых различных жанров, где музыкальный инструмент мог быть одновременно и эмблемой времени и пространства, и атрибутом божеств, исторических деятелей, литературных персонажей, и смысловой деталью, усиливающей впечатление от художественного произведения. Музыкальные истории и легенды, реальные люди и книжные персонажи, наконец, сам музыкальный инструмент, который можно будет вживую услышать и близко рассмотреть во всех подробностях, - таково общее содержание мини-цикла лекций, которые мы предлагаем вашем вниманию.

История первая: цитра кото.
Тринадцатиструнная цитра кото необычной формы и со строгим изысканным декором как репрезентант дальневосточной музыкальной культуры, инструмент придворных аристократов и прекрасных дам, звук которого чарует и околдовывает.
Исполняются пьесы: Тадао Саваи «Мидзумо» («Поверхность воды»), Хикару Саваи «Окото» для двух кото.


История вторая: лютня сямисэн.
Трехструнная лютня с длинным грифом, излюбленный инструмент прекрасных гейш и обольстительных красавиц «веселых кварталов», непременный участник спектаклей кабуки и бунраку, - лютня, звук которой особого «кисло-сладкого» тембра, богатый обертонами и перкуссивными призвуками, может и развлечь, и заставить плакать…

Исполняется пьеса Нагасава Кацутоси «Хару сандай» («Три весенних образа») для кото и сямисэна.
     
История третья: флейта сякухати.
Бамбуковая флейта с загадочным прошлым, инструмент придворных, самураев и монахов в плетеных шляпах-корзинах, скрывающих лицо. В звуке сякухати, которая то негодует и жалуется, то углубляется в сосредоточенную молитву, каждый слышит то, что нужно только ему.
Исполняются пьесы: «Тамукэ» («Сложение рук в молитве»), сольная пьеса жанра хонкёку; «Тидори-но кёку» («Песнь куликов») для двух кото, сякухати и традиционного вокала.

Стоимость и условия участия